WMS в борьбе с хищениями продукции на складе

Может ли WMS победить хищения ?
Нас часто спрашивают на презентациях, может ли WMS прекратить хищения на складе ? Однозначного ответа на этот вопрос, на самом деле, нет. Тема хищений продукции на складе весьма многогранна.

Спонтанные хищения продукции на складе

Под спонтанными хищениями мы понимаем ситуации, когда сотрудники склада присваивают продукцию без намерения ее продавать. В той или иной степени, спонтанные хищения наблюдаются практически на всех складах, однако можно выделить и группы риска:

  • Продовольственные склады
  • Склады предметов бытового обихода: одежда, бытовая химия, электроника, и т.д.
  • Относительно имунны к этому виду хищений склады материалов промышленного назначения, жидких, сыпучих и негабаритных товаров.

Типичным примером спонтанных хищений является история о сыре. На одном из продовольственных складов хранились в картонных коробках различные виды сыра. При этом с сыром в крупных упаковках (кругах, головах) ничего особенного не происходило. А вот сыр в индивидуальных упаковках (типа "Хохланд") постоянно оказывался на недостаче - его доставали из коробок и ели проходящие мимо кладовщики.

Следует заметить, что спонтанным хищениям подвергаются не все товары в одинаковой степени. В первую очередь, похищаются товары в индивидуальной (разовой) упаковке, готовые к употреблению, имеюшие небольшой размер. В примере с сыром - трудно предположить, что кладовщик с головой сыра в руках не привлечет к себе внимание. Другое дело, разовая упаковка: сыр в рот, пластиковую обертку в карман - и никто ничего не видел!

Что дает внедрение WMS

Самый логичный способ борьбы с такими хищениями - это ограничение доступа к привлекательным товарам. Например, если товары поставить на верхние места (откуда их не снимешь без стеллажера) - хищения с верхних мест прекратятся. Можно попробовать собрать весь "опасный" товар в определенную зону склада и обеспечить ее дополнительной охраной.

В любом случае, большим подспорьем в этом является система управления складом (WMS). Настроив и прописав в WMS правила размещения отдельных групп товаров, можно быстро и беззатратно снизить спонтанные хищения продукции в 3-10 раз.

Квалифицированные хищения продукции

Если спонтанные хищения продукции являются относительно мелким неудобством, то вторая разновидность хищений может быстро привести склад в состояние раззорения. Речь идет о квалифицированных хищениях - то есть имеющих цель вывезти продукцию со склада в целях сбыта.

Квалифицированные хищения, как правило, совершаются группой лиц по предварительному сговору. В группу чаще всего входят:

  • Кладовщик - лицо, имеющее непосредственный доступ к товару
  • Водитель-экспедитор - обеспечивающий вывоз партии товара под прикрытием реального заказа
  • Продавец на торговой точке - принимающий "левый" товар и обращающий его в деньги, т.е. в прибыль преступной группы

Некоторыми признаками действий преступной группы на складе являются:

  • Излишки продукции в заказах
  • Пересорты продукции, причем из заказов изымается дешевый товар, а докладывается дорогой и/или ходовой
  • Сброс балласта из приезжающих автомобилей: слив воды из канистр и баков, выгрузка ящиков со льдом, мусором - применяется водителями, чтобы скрыть вывозимые излишки на автомобильных весах при выезде. Также возможно искажение количества возвращаемой тары.
  • Особенно тревожным является обнаружение данных признаков систематически - в дни отгрузки определенных клиентов, или работы одного и того же экспедитора

Терминальной стадией квалифицированных хищений является вовлечение в них сотрудников службы безопасности предприятия и офисных работников, создающих подложные заказы и документы в системе управления предприятием.

Борьба с квалифицированными хищениями

Борьба с квалифицированными хищениями является весьма трудной задачей, так как расхитители на складе имеют как мотивацию, так и денежные ресурсы, чтобы максимально затруднить расследование их деятельности. К комплексным мерам по предотвращению систематических хищений относятся:

  • Работа над корпоративной культурой, нормализация морально-психологической обстановки на складе. В идеале следует добиваться отторжения хищений коллективом склада. Даже если сотрудники не пойдут (российская специфика!) докладывать руководству о неблаговидных действиях коллег - они как минимум не будут покрывать их, а как максимум - неформально объяснят последним, что на этом складе так поступать не принято. Иногда неформальные объяснения сопровождаются соразмерным физическим воздействием на похитителей - препятствовать этому также не следует.
  • Деперсонализация заказов. Если наименования клиентов скрыты для кладовщиков, или кладовщики назначаются на заказы произвольным образом - то становится намного сложнее поставить "лишний" товар в чужой заказ.
  • Провокация экспедиторов. Служба безопасности по согласованию с руководителем склада незаметно подкладывает лишнюю продукцию в заказ водителя-экспедитора и выпускает его со склада. Если водитель не вернет и не заактирует излишек - это повод установить за ним более плотный контроль. Если повтором эксперимента 2-3 раза установлено систематическое сокрытие водителем излишков - его следует безусловно заменить.
  • Рутинная работа службы безопасности: внезапные случайные контрольные взвешивания заказов, мониторинг соответствия видимых расходов сотрудников склада их доходам, отработка агентурной информации, слухов.

Место WMS в предотвращении систематических хищений

Очевидно, что система WMS эффективно деперсонализирует заказы, и заставляет преступную группу совершать заметно нестандартные действия (например, выяснять какой номер заказа какому клиенту соответствует, меняться заказами, и т.д.). В результате, существенно повышается шанс раскрытия преступной группы обычными агентурными методами службы безопасности предприятия. Немаловажен психологический эффект фиксации всех перемещений продукции системой WMS в привязке ко времени и сотруднику, производящему перемещения. В результате, у персонала возникает ощущение "всевидящего ока", контролирующего его работу, и понижается мотивация к совершению хищений.

Вывод: система управления складом WMS дает руководителю и службе безопасности ценные инструменты для борьбы с хищениями материальных ценностей. Однако, было бы ошибочно считать, что одно только внедрение WMS остановит поток хищений. Для решения проблемы хищений требуется постоянное взаимодействие руководителей склада, ИТ-подразделений и службы безопасности предприятия.

Смотри также:

Примеры проектов | Другие статьи | Заказать внедрение